О подвиге, совершенном советскими воинами в первые дни Великой Отечественной, впервые стало известно только в 1942 году из захваченных немецких документов. Однако информация эта была обрывочной и неполной.
Даже после освобождения Бреста советскими войсками в 1944 году оборона крепости в июне 1941 года оставалась «белым пятном» в истории войны. Только годы спустя при разборе завалов стали находить документальные свидетельства героизма защитников крепости.
Один из первых юных героев Великой Отечественной войны.
Пётр Сергеевич Клыпа
Имена героев стали известны во многом благодаря писателю и историку Сергею Сергеевичу Смирнову, автору книги «Брестская крепость», который нашел многих оставшихся в живых участников обороны и на основе их свидетельств восстановил трагические события июня 1941 года.Среди тех, кого нашел и о ком написал Сергей Смирнов, был и Петя Клыпа, один из первых юных героев Великой Отечественной войны.Петя Клыпа родился 23 сентября 1926 года в Брянске в семье железнодорожника. Он рано потерял отца, и на воспитание к себе мальчика взял старший брат Николай Клыпа, офицер Красной армии.
В 11 лет Петя Клыпа стал воспитанником музыкантского взвода 333-го стрелкового полка. Командовал взводом его брат, лейтенант Николай Клыпа.В 1939 году 333-й стрелковый полк участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после чего местом его дислокации стала Брестская крепость.
Петя мечтал о карьере военного и предпочитал занятиям в школе строевую подготовку и репетиции в музыкантском взводе. Впрочем, за тем, чтобы мальчик не отлынивал от учебы, следили и брат, и командование.21 июня 1941 года воспитанник музвзвода Клыпа провинился. Знакомый музыкант из Бреста уговорил Петю в этот день поиграть в оркестре на стадионе во время спортивных соревнований.
Петя рассчитывал вернуться в часть до того, как заметят его отсутствие, однако не вышло. К его возвращению лейтенант Клыпа уже был проинформирован о «самоволке» подчиненного, и вместо вечернего киносеанса Петр был отправлен разучивать партию трубы из увертюры к опере «Кармен», которую как раз репетировал полковой оркестр.
Закончив урок, Петя встретился с другим воспитанником музвзвода, Колей Новиковым, который был на год старше него. Мальчишки договорились на следующее утро отправиться на рыбалку.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Разбудил Петра грохот взрывов. Казарма рушилась под огнем противника, вокруг лежали раненые и убитые солдаты. Несмотря на контузию, подросток схватил винтовку и вместе с другими бойцами готовился встретить врага.
В других обстоятельствах Петю, как и других воспитанников частей, находившихся в крепости, эвакуировали бы в тыл. Но крепость вступила в бой, и Петр Клыпа стал полноправным участником ее обороны.
Ему поручали то, с чем мог справиться только он — маленький, юркий, шустрый, менее заметный для врагов. Он ходил в разведку, был связным между разрозненными подразделениями защитников крепости.
На второй день обороны Петя вместе с закадычным приятелем Колей Новиковым обнаружили чудом уцелевший склад боеприпасов и доложили о нем командиру. Это было поистине драгоценной находкой — у солдат подходили к концу патроны, а обнаруженный склад позволил продолжить сопротивление.
Бойцы пытались беречь отважного паренька, но он рвался в самое пекло, участвовал в штыковых атаках, стрелял по фашистам из пистолета, который Петя взял на том самом обнаруженном им складе.
Порой Петр Клыпа творил невозможное. Когда закончились бинты для раненых, он нашел в развалинах разбитый склад медсанчасти и сумел вытащить перевязочные средства и доставить их медикам.
Защитников крепости мучила жажда, а добраться до Буга взрослые не могли из-за перекрестного огня противника. Отчаянный Петька раз за разом прорывался к воде и приносил во фляжке живительную влагу. В развалинах он находил продукты для беженцев, прятавшихся в подвалах крепости. Петр сумел добраться даже до разбитого склада Военторга и принес рулон материи для полураздетых женщин и детей, которых нападение гитлеровцев застало врасплох.
Когда положение 333-го стрелкового полка стало безнадежным, командир, спасая жизни женщин и детей, приказал им сдаться в плен. То же предложили Пете. Но мальчишка возмутился — он воспитанник музыкантского взвода, боец Красной Армии, он никуда не уйдет и будет сражаться до конца.В первых числах июля у защитников крепости подходили к концу патроны, и командование решило предпринять отчаянную попытку прорыва в сторону Западного острова с тем, чтобы потом повернуть к востоку, переплыть рукав Буга и мимо госпиталя на Южном острове пробраться в окрестности Бреста.
Прорыв завершился неудачей, большинство его участников погибли, но Петя оказался в числе тех немногих, кому удалось добраться до окрестностей Бреста. Но здесь, в лесу, он с несколькими товарищами был взят в плен.
Его загнали в колонну военнопленных, которую уводили за Буг. Через некоторое время рядом с колонной появилась машина с операторами немецкой кинохроники. Они снимали понурых, израненных пленных солдат, и вдруг шедший в колонне мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив камеры.
Хроникеров это привело в ярость — еще бы, маленький негодяй портит отличный сюжет. Петю Клыпу (а именно он был этим смельчаком) конвоиры избили до полусмерти. Потерявшего сознание мальчика пленные несли на руках.
Так Петя Клыпа оказался в лагере для военнопленных в польском городе Бяла Подляска. Придя в себя, он нашел там закадычного приятеля Колю Новикова и других мальчишек из Брестской крепости. Спустя некоторое время они сбежали из лагеря.
Фронт уходил все дальше на восток, но Петя Клыпа вместе с товарищами собирался добраться до своих, чтобы вновь сражаться с врагом. Мальчишки проникли в Брест, где прожили около месяца.
Бои шли уже очень далеко от Белоруссии, и пробиваться к своим вместе с Петей осенью 1941 года решился только Володя Казьмин. Они прошли несколько сот километров по оккупированной немцами территории, но во время ночевки в одной из деревень их схватили полицаи.
Через несколько дней мальчишек вместе с местной молодежью погрузили в вагоны и отправили на принудительные работы в Германию. Так Петя Клыпа стал батраком у немецкого крестьянина в Эльзасе. Из неволи его освободили в 1945 году.
Освобожденный Петр Клыпа вернулся в родной Брянск. О подвиге защитников Брестской крепости, как уже говорилось, тогда мало что было известно. А к тому времени, когда писатель Сергей Смирнов, узнавший о Пете Клыпе из рассказов участников обороны, стал разыскивать «советского Гавроша», тот уже сидел в лагере под Магаданом.
Нет, Петр Клыпа вовсе не стал жертвой политических репрессий. Подвела его, как ни странно, верность дружбе. Лева Стотик был школьным товарищем Петра Клыпы, и они близко сошлись после войны.
Гражданин Стотик промышлял спекуляцией и грабежами, сумев втянуть в это дело и Петра Клыпу. Во время грабежей приятель Клыпы не стеснялся пускать в ход нож и пистолет, чему Петр не препятствовал, получая долю от награбленного. Несколько жертв ограблений пострадали, а одного человека Стотик убил.
Ни доносить на товарища, ни являться с повинной Петр Клыпа не стал. Весной 1949 года Клыпу и его подельника Стотика арестовали. Законы того времени были суровы. За спекуляцию и бандитизм Петр Сергеевич Клыпа получил 25 лет лагерей.
Суровое наказание и позор сломали вчерашнего героя Брестской крепости. В лагере он даже попытался покончить с собой, оставшись лежать на морозе, когда все остальные заключенные ушли со стройки железной дороги. Однако его нашли и спасли, хотя несколько отмороженных пальцев на ногах пришлось ампутировать.
Изменил жизнь Петра Клыпы писатель Сергей Смирнов, который сумел добиться в инстанциях смягчения сурового приговора.
После семи лет тюрьмы он приехал в Брянск, устроился на завод, обзавелся семьей. Благодаря книге Сергея Смирнова «Брестская крепость» имя Петра Клыпы стало известно всему Советскому Союзу, его именем называли пионерские дружины, юного героя Брестской крепости приглашали на торжественные мероприятия. За мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Петр Клыпа был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Пережитые испытания не могли не сказаться на его здоровье. Он ушел из жизни в декабре 1983 года, в возрасте 57 лет.
Благодаря книге Сергея Смирнова, Петр Клыпа стал самым известным из юных защитников Брестской крепости. Самым известным, но не единственным. Вместе с ним наравне со взрослыми приняли первый удар фашистов такие же, как и Петя, воспитанники воинских частей, находившихся в крепости, — Володя Казьмин, Володя Измайлов, Коля Новиков, Петя Котельников.